Современная школа: все решают кадры
Дата: 01.11.2008
Категория: Выбор школы и подготовка к учебе
Источник: www.nou-stupeni.ru
"Учителя – это одна из самых уважаемых профессий в мире".
Президент России Дмитрий Медведев
В последнее время проблемы средней школы все чаще попадают в поле зрения общества.
Политические и общественные деятели, СМИ не обходят вниманием и наиболее острые вопросы современного российского образования, а именно вопросы его кадрового обеспечения.
Какие из этих вопросов актуальны для частных школ?
Как негосударственные школы обеспечивают высокий уровень образования в условиях дефицита высококвалифицированных кадров?
Свою точку зрения на эти и другие вопросы высказывает заместитель директора по работе с персоналом частной школы "Ступени" Владислав Гребенюк.
При выборе учебного заведения учительский состав школы, к сожалению, не всегда является главным критерием. Причина вовсе не в том, что для родителей это не очень важно, скорее наоборот: хороший учитель-необходимое условие качественного образования. Дело в том, что определить уровень профессионализма педагогического коллектива образовательного учреждения постороннему человеку бывает сложно. Рекомендации, суждения знакомых выступают главным источником информации. Часто используются данные различных рейтинговых агентств. Все это очень недостоверно. То, что нравится одним родителям или их детям, зачастую оказывается неприемлемым для других. Говорить об объективности СМИ, различных рейтингов – значит, заниматься самообманом. Мне бы хотелось обратить внимание на некоторые особенности формирования кадровой политики в московских, как государственных, так и негосударственных школах.
В Москве достаточно много государственных школ, с большим опытом работы. За счет чего они выделяются? Многие держатся на именитых педагогах еще советской поры. Эти люди остались в образовании в непростые времена и определяют лицо школы сейчас. Но сколько лет этим педагогам? Каков их профессиональный потенциал? Увы, но государственные регалии педагогов с точки зрения современной оценки их профессиональной подготовки сегодня уже мало что значат. Все, что накоплено ими, имеет значение только для их личного статуса, величины зарплаты, льгот. В годы, обеспеченные нефтедолларами, система работала. Как сложится ситуация в непростые времена кризиса – неизвестно. Понятно, что всегда найдутся директора, которые изыщут средства и обеспечат достойный уровень заработной платы своим сотрудникам. Всегда будут учителя, которые не считают достаток основным достоинством профессии. Но это не снижает актуальности проблемы.
А что же частные школы? Есть ряд факторов, определяющих особенности кадровой политики в негосударственном образовании, и, соответственно, ряд особенностей самих педагогических коллективов в этих учреждениях. Прежде всего, это стаж работы частной школы. Стаж работы хорошей частной московской школы – не менее 15 лет. Более молодые учреждения пока сложно оценивать. 15 лет-достаточный срок, чтобы сформировать и подготовить высококвалифицированный педагогический коллектив. Старейшие частные школы, сумевшие в непростые времена собрать интересных преподавателей, обучить их специфике работы, сейчас имеют оптимальный по качеству педагогический состав: слаженный и очень мобильный в решении вновь возникающих задач. Примером такой мобильности может служить быстрая перестройка учебного процесса под новые требования образования и аттестации. Представляется, что в условиях экономического кризиса частные школы имеют больше шансов сохранить учительский "костяк", т. к. относительно независимы в формировании бюджета заработной платы.
Выше упоминалась специфика работы в негосударственном образовании. Наверное, необходимо раскрыть, чем она определяется. Прежде всего, миссией частной школы: лучшие государственные школы имеют возможность отбирать наиболее мотивированных учащихся, частные работают со всеми детьми, зачастую ликвидируя образовательные и воспитательные недоработки государственных ОУ. Задача частной школы – найти подход к каждому ученику в соответствии с его особенностями и максимально мотивировать обучение, учитывая эти самые особенности. Не менее важная задача – создать максимальный психологический и бытовой комфорт для ученика. Требования к школе проецируются и на требования к преподавателям.
Недостатка желающих работать в частных школах никогда не было. Но и по собственному желанию уходят также немало. Основная причина – высокий уровень требований: профессиональных, личностных. Очень немногие из учителей, только что пришедших из ГОУ, могут быстро перестроить методику преподавания. Поэтому важный критерий при приеме на работу – наличие собственной точки зрения на образовательный процесс или даже собственной программы. Учитель частной школы должен знать каждого ученика по имени и контактировать с ним лично в течение учебного дня. Отсюда и требование хороших коммуникативных качеств, а также умения стать авторитетом для детей. Развитие педагогических и коммуникационных технологий предъявляет новые требования к учителю, где бы он ни работал. В хорошей частной школе интернет и интерактивная доска-инструмент повседневный.
Можно говорить и о некоторой особенности педагогического коллектива негосударственной школы в целом. Рискну отметить лучшую дисциплину. Причин несколько. Не все сводится к материальному аспекту. Школа меньше, значит, меньше коллектив. Проще формировать морально-психологический климат, выстраивать личностные контакты администрации с каждым учителей. Кроме того, тесное, не "шапочное" знакомство всех сотрудников создает повышенное чувство ответственности за результат своей работы. Конечно, есть и некоторые сложности. Например, "репетиторство" с учеником школы практически исключено. Свой хлеб приходится зарабатывать только официальным путем. Также можно признать, что частная школа – плохая площадка для карьеристов. Автору не известен ни один случай, когда бы учитель частной школы стал хотя бы значимым чиновником системы образования. Перспективы развития учителя НОУ, как правило, определяются перспективой развития самого учреждения.
В завершении хочу еще раз подчеркнуть: где бы ни учился ваш ребенок: в частной или в государственной школе, – важно, кто его учит, важна личность преподавателя. И задача всего общества сделать все, что бы превратить работу учителя в социально значимую, престижную профессию.