Чему должна учить современная школа?

«Чему же все-таки меня научили в школе? Зачем мне в повседневной жизни требуется знание закона Гей-Люссака? Зачем знать дату Бородинского сражения? А что является основным предметом экспорта Чили? Для чего учителя мучают детей всей этой премудростью? Ведь, все забудется. Может, не надо?»
Думается, всё же надо. Но учить – не значит заваливать ученика ворохом информации, задача современного учителя – сформировать целостную систему знаний, позволяющую молодому человеку по окончании школы адекватно воспринимать мир, активно и грамотно действовать в различных жизненных ситуациях. Выпускник школы должен обладать такими ключевыми компетенциями, умениями и навыками, которые помогут ему занять достойное место в жизни. И в этой системе: знания-умения-навыки-компетенции, – важно всё: и день Бородина, и почему Чили экспортирует именно медь, и какова валентность этой самой меди, и как объём идеального газа зависит от температуры. Только интегрированное преподавание школьных дисциплин на основе продуктивных методов (поисковых, научных, исследовательских), вовлечение учащихся в систему практически значимых проектных действий даст нам по выходе из 11-го класса человека самостоятельного, образованного, человека культурного, в подлинном значении этого слова.

Мухин М.Ю.
Д.и.н., с.н.с. ИРИ РАН, преподаватель истории НОУ СШО «Ступени»