Психологическая служба, подробнее
Цели деятельности психологической службы школы.
Цели деятельности психологической службы школы «Ступени» сформулированы на основе общей образовательной концепции, в соответствии с которой выпускник школы это активный, самостоятельный член общества, способный к постоянному саморазвитию, уважающий и принимающий общечеловеческие ценности.
Организация условий для формирования личности учащегося: успешного в обучении и общении, мотивированного на дальнейшее личностное развитие, здорового физически, психически и адаптированного социально.
Создание модели комплексного психолого-педагогического сопровождения процесса социализации участников образовательного пространства негосударственной школы.
- формирование и развитие субъектной позиции всех участников образовательного пространства школы, развитие навыков самоанализа и рефлексии собственной деятельности;
- участие в разработке единого образовательного пространства школы, включающего учёт индивидуально-психологических особенностей учащихся, взаимную интеграцию деятельности администрации, педагогов, психолога, родителей. Создание на основе этого единого информационного пространства, доступного каждому участнику образовательного процесса;
- комплексная психолого-педагогическая диагностика уровня психического, физического развития, выявление отклонений в поведении и деятельности детей и подростков для организации дифференцированного подхода в процессе обучения и воспитания;
- комплексный психолого-педагогический подход в процессе коррекции имеющихся нарушений, а также в ходе работы по развитию социальных навыков детей и подростков, повышению эффективности обучения и социализации.
Основные направления деятельности психологической службы школы «Ступени»
- Диагностическое;
- Развивающее и профилактическое;
- Психокоррекционное;
- Консультативное;
- Экспертно-консультативное;
- Просветительское.
Основные направления деятельности школьного педагога-психолога
1. Школьная прикладная психодиагностика
– Выявление психологических особенностей школьников, влияющих на эффективность учебной деятельности детей;
– составление карт развития детей начальной школы;
– определение путей и форм оказания помощи детям, испытывающим трудности в обучении и общении;
– выбор средств и форм психологического сопровождения школьников в соответствии с присущими им особенностями обучения и общения;
– контроль динамики психического развития детей.
2. Психологическая профилактика
- Создание и соблюдение в образовательном учреждении психологических условий, психокоррекционная и коррекционно-развивающая работа с детьми и подростками;
- сохранение физического и психического здоровья школьников, привитие навыков здорового образа жизни;
- оказание консультативной помощи родителям (или лицам, их заменяющим), педагогам;
- оказание психолого-педагогической помощи в профессиональном самоопределении подростков.
3. Психокорреционная и развивающая работа со школьниками
- Осуществление учебной работы, на основе учета разнообразия познавательных, мотивационных, эмоциональных проявлений учащихся, самостоятельности, развития познавательной сферы учеников (проектная работа);
- внедрение в практику работы с детьми развивающих программ, направленных на преодоление трудностей общения со сверстниками и со значимыми взрослыми.
Развивающая деятельность | Психокоррекционная деятельность |
Имеет целью создание социально-психологических условий для целостного психологического развития школьников. Данная деятельность ориентирована на «психологически благополучных» школьников, уровень развития и актуальное состояние которых позволяет им решать достаточно сложные психологические задачи. Развивающая работа школьного психолога предусматривает, прежде всего, развитие познавательной, эмоционально-личностной, социальной сферы психической жизни и самосознания детей. Работа осуществляется в различных формах (тренинги, развивающие, обучающие занятия). Предусматривается использование развивающих педагогических технологий на учебных занятиях и вне учебы. («Круглые столы», олимпиады, КВНы). | Работа ориентирована на школьников с различными психологическими проблемами и направлена на их решение. Осуществляется как в форме групповой, так и индивидуальной деятельности. Выбор конкретной формы работы зависит от характера проблемы (некоторые формы могут быть противопоказаны для групповой работы), возраста ребёнка, его пожеланий. |
- Своевременное выявление такие особенности ребёнка, которые могут привести к определённым сложностям, к отклонениям в его поведении, в обучении и в отношениях с окружающими;
- отслеживание возможных отклонений в связи с переходом на следующую возрастную ступень.
- Оказание психологической поддержки школьникам, их родителям, педагогам;
- проведение индивидуальных и групповых консультаций с учащимися, их родителями и педагогами (по запросу);
- организация сотрудничества педагогов в решении различных школьных проблем и профессиональных задач самого педагога;
- психолого-педагогический консилиум, представляющий собой разработку и планирование единой психолого-педагогической стратегии сопровождения ребёнка в процессе его обучения.
- Создание условий, в рамках которых педагоги могли бы получить профессионально и личностно значимое знание: умение строить взаимоотношения со школьниками, с коллегами по работе, с родителями детей;
- ознакомление педагогов-предметников и классных руководителей с основными закономерностями и особенностями психического развития школьников определённого возраста;
- формирование у педагогов и воспитателей потребностей в психологических знаниях, желания использовать эти знания в своей работе с детьми;
- включение школьников в актуально-значимые для данного возраста мероприятия: олимпиады, конкурсы, проекты;
- знакомство родителей с актуальными проблемами возраста, способствуя тем самым более глубокому пониманию взрослыми динамики детского развития.