Педагогические династии Москвы
Не могу с уверенностью сказать, что с детства хотела стать только учителем. Были всякие мечты: и парикмахер, и аптекарь, и стюардесса, и – очень даже серьезно – вплоть до несостоявшегося поступления в медицинский – врач! Но я все-таки поступила в пединститут, на факультет иностранных языков, стала учителем и вовсе не жалею о своем выборе, хотя за пять лет работы познала не только радость от общения с детьми, но и огорчения.
Как известно, в выборе профессии не последнюю роль играют родные и близкие. Но не в том смысле, что они настоятельно рекомендуют, подбирают тебе тот или иной вуз, находят репетиторов, помогают морально и материально. Все это в той или иной форме бывает у всех. В неменьшей степени (а может, и большей) значим так называемый личный пример, когда выбираешь профессию, которая с детства у тебя перед глазами, потому что в ней работают твои родители, близкие родственники. И хотя в минуты отчаяния и усталости они заклинают тебя не идти по их трудному пути, тем не менее ты множество раз становишься свидетелем неподдельного, бескорыстного счастья, которое связано с успехами и достижениями их учеников. Потому что их профессия – Учитель.
Так было и с моими родителями – филологами, которые всю жизнь занимаются преподавательской деятельностью, и с двумя сестрами мамы – учителями математики и биологии, и с их мужьями.
Однако в этом ряду прежде всего мне хочется вспомнить моего деда Ивана Георгиевича Юрикова, маминого отца, историка, много лет проработавшего директором школы. Он умер в 54 года, а я родилась через пять лет после этого. Еще живы люди, которые учились у него или просто в школе, которой он руководил. И все в один голос твердят, каким знающим учителем, строгим, требовательным директором и порядочным человеком был Иван Георгиевич, как он был внимателен к детям – сиротам войны, как помогал семьям, потерявшим своих мужчин в войну. Авторитетом среди учащихся и коллег пользовался огромным. Одна из его бывших учениц, теперь сама директор школы и Заслуженный учитель России, вспоминая моего деда, провела параллель между ним и В.А. Сухомлинским. Я понимаю, что это очень сильное сравнение, но дети тех лет навсегда запомнили, видимо, яркую личность Учителя. Таким и я вижу его на старых военных и послевоенных фотографиях: выпускника, еще довоенного, Оренбургского педтехникума, лейтенанта, а потом капитана Советской Армии.
Дедушка ушел на войну в самом начале, совсем молодым, прибавив, как рассказывает мама, один год к своему возрасту, чтобы попасть на фронт. Провоевал все четыре года, закончил войну в Германии, затем два года отслужил сверхсрочную в Восточной Пруссии. Был ранен, награжден орденом Красной Звезды, медалями, участвовал в освобождении Варшавы, Праги, во взятии Берлина. А после войны вернулся на родину, в Оренбург, поступил в пединститут и, окончив его, стал историком. Его уроки были яркими, страстными, поскольку проводил их, как я теперь понимаю, непосредственный участник истории Отечества. Как жаль, что я не застала его в живых!
Думаю, не случайно все три дочери моего дедушки, в том числе и моя мама, стали учителями, и не случайно их спутники жизни тоже оказались преподавателями. У них, конечно же, перед глазами был образ отца, с которого они «делали жизнь». Мама, Юрикова Наталия Ивановна, после окончания с золотой медалью школы в 1971 году поступила на романо-германское отделение филологического факультета МГУ им М.В. Ломоносова, окончила его в 1976 году, и в течение многих лет преподает немецкий язык как школьникам, так и студентам. Сейчас она работает учителем немецкого языка в ГОУ СОШ с углубленным изучением иностранных языков № 1306 Департамента образования г. Москвы. Думаю, не ошибусь, если скажу, что моя мама – одна из лучших преподавателей немецкого языка, поскольку своей работе она отдает много времени, сил и любви. У нее тонкое чувство языка, глубокие знания, огромный опыт. Мало того, что все, кого она учит языку, через определенное время начинают говорить на нем; она умудряется привить им такую же любовь к языку и немецкой культуре, какую испытывает сама!
Мой отец, Искандер Алиевич, тоже окончил филфак МГУ по специальности «русский язык и литература», учился в аспирантуре Института русского языка Академии наук, защитил кандидатскую диссертацию под руководством проф. Г.А. Золотовой (ученицы академика В.В. Виноградова) и сейчас работает доцентом в Московском педагогическом государственном университете. Все эти годы он преподает языковедческие дисциплины студентам различных вузов. Будучи влюбленным с юных лет в русский язык и русскую литературу, он сохранил эту любовь по сей день и делится ею со своими студентами. Папа из учительской семьи: его мама, моя бабушка, окончила после войны учительский институт (так он тогда назывался) в Баку и преподавала математику и физику в школе.
Помню, в детстве, когда папа интересно рассказывал мне и брату древние истории, античные мифы и легенды, а позже помогал разобраться в сложных переплетениях жизни и событий героев русской литературы, я всегда завидовала его студентам. Мне всегда очень хотелось быть в их числе. Но и мне завидовали мои подруги-студентки, которым приходилось бегать по библиотекам в поисках дефицитных художественных, учебных, научных книг. Я все это всегда могла найти в родительской библиотеке: ведь значительное пространство нашей квартиры до сих пор находится во власти книг.
Теперь я понимаю, что мои родители – прирожденные учителя. Наши с братом друзья, попав один раз в наш дом, становились его завсегдатаями, поскольку мои родители сразу превращались в их друзей, коллег и советчиков. До сих пор нам звонят, пишут, нас навещают бывшие студенты моих родителей, которые уже самостоятельно работают, имеют семьи, разъехались по разным городам и странам.
Мне приятно, что наш дом всегда открыт для молодежи, что мои родители сами еще молоды душой и интересны для других, что у них всегда есть чему поучиться.
Мне бы очень хотелось, чтобы моя учительская судьба была в чем-то похожа на судьбу моих родителей. Не могу загадывать, как все сложится в дальнейшем, но сейчас мне нравится моя работа в школе. Мне очень приятно осознавать себя частью большого творческого коллектива, который занимается важным, нужным делом.
Магеррамова Л. И., учитель английского языка ЧОУ "Школа "Ступени"
Педагогические династии Москвы. – Отв. редактор Е. С. Кушель. – М.: Центр "Школьная книга", 2007. – Кн. 3. – 272 с. : ил.